Четыре автобуса паломников посетили Арзамас и Дивеево с окрестностями 30 мая 2025 года

В минувшую пятницу, 30 мая, прихожане нашего храма совершили паломническую поездку по маршруту Арзамас – с. Суворово – с. Кременки – источник Явленный – Дивеево.
Сопровождал свою паству настоятель иерей Андрей Маношкин. Надо сказать, что в путь собрался почти весь приход. К серафимовцам присоединились несколько военнослужащих из Мулинского гарнизона (в настоящее время ребята проходят там реабилитацию после ранений), а также группа заслуженных ветеранов труда из Общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов г. Дзержинск.
Всего в итоге собралось 188 человек. Весь наш многочисленный люд разместился в четырех автобусах.

По дороге в святые места паломники с большим вниманием слушали рассказы отца Андрея о житии преподобного Серафима Саровского, об удивительном, благодатном месте – Четвертом Уделе Пресвятой Богородицы, которым является Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская обитель, об истории города Арзамас, а также се'л Суворово и Кременки.

В Арзамасе паломники узнали историю особо чтимых святынь города. В Воскресенском соборе, например, пребывает Явленный Животворящий Крест Господень. Паломники приложились к святыне и продолжили путь дальше – в Арзамасский Николаевский женский монастырь. Здесь в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы ” Всех скорбящих Радость” пребывает образ Божией Матери “Избавление от бед страждущих”.

Помолившись у святынь Арзамаса путешественники отправились в село Суворово.
Здесь они посетили Успенскую церковь, где пребывают мощи и личные вещи четырех святых новомучениц: Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, расстрелянных красноармейцами в 1919 году.

А дальше путь лежал в село Кременки, что недалеко от Дивеево. К слову сказать – родину нашего настоятеля иерея Андрея.
Здесь неподалеку, "...в окрестностях села Кремёнки Дивеевского района в очень живописном месте буквально утопает в зелени святой источник Явления Божией Матери (или как его именуют местные жители – «Явленный» источник). Это – один из самых древних источников всей Дивеевской округи. Первые сведения о нём появились задолго до основания Дивеевского монастыря. Местные жители бережно хранят историю этой православной святыни, передавая её из поколения в поколение...

Одно из здешних преданий гласит, что 9 октября (по другим сведениям 9 сентября) 1670 года в этих местах произошло сражение между царскими войсками и отрядами Степана Разина. Несколько дней противники не решались начать сражение, но после того как на помощь царской армии подошёл большой отряд воеводы Ю.А. Долгорукова государевы войска начали кровопролитный бой.

Накануне сраженья здесь явился лик плачущей Божией Матери. Она оплакивала павших воинов. После сражения в колодцах не хватало воды, чтобы обмывать тела убиенных. В это время на одном из склонов забил новый источник, получивший впоследствии название Источник Явления Божией Матери.

В 1903 году через село Кремёнки проезжал царский поезд, который следовал на открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Местные жители торжественно встретили Государя и преподнесли ему в деревянном ковше воду с Явленного источника. Напившись, царь Николай сказал, что никогда не пил такой воды прежде, и попросил жителей проводить его до источника. Здесь он подарил им икону преподобного Серафима Саровского, заключённую в серебряный оклад.

Согласно следующему преданию однажды крестьянки возвращались с покоса. Наступал вечер, – а летняя жара не спадала. Дорога пролегла по тому месту, где журчал ручей. Вдруг на противоположном склоне путницы увидели старичка в монашеском облачении, который рукою подзывал женщин к себе. Подошли женщины ближе и видят, что монах этот вовсе не на пригорке стоит, а как бы парит над родником. Тут все сразу узнали в нём преподобного батюшку Серафима. Упали пред ним на колени, а батюшка ласково спросил:
- Знаете ли вы Дивеевскую Канавку?
- Знаем отче.
- По ней совершает свой ход Владычице, – произнёс батюшка, и слёзы потекли из ясных очей его, да так обильно, что стали бисером падать на родниковую гладь.
- И про это слышали, батюшка.
- Послушайте, что вам скажет убогий старик: «Прежде чем пройти по Канавке, Владычице, этой родниковой водою умывает Своё пресветлое Лицо».
И в это время от родника пошёл прохладный воздух. Каждого лица он коснулся, омыл его и очистил усталые глаза, будто и не было тяжёлого сенокосного дня. Очнулись женщины и видят: исчез святой старец, только по родниковому зеркалу круги расходятся от упавших слёз его, а от того места к небесам поднимается голубое облачко...

После этого сначала местные жители, а затем и паломники со всей России устремились в Дивеево, чтобы исполнить завет преподобного Серафима Саровского: пройти по Канавке Царицы Небесной и прочитать молитву пресвятой Богородице.
Рассказывают, что во времена советских гонений на Православную Церковь, когда мощи преподобного Серафима Саровского везли из Саровского монастыря, и перевозившая их тройка поравнялась с Явленным источником, колокол Кремёнковской церкви зазвонил сам по себе. Православные, припадая на колени возле дороги, со слезами провожали серый гробик с мощами преподобного старца.

С давних пор Явленный источник был известен своею чудодейственной силою, которая помогала многим болящим избавиться от телесных и душевных недугов. По вере своей болящие продолжают получать благодатную помощь от этой православной святыни и в наше время.
Летом 2004 года на источнике возведена часовня и купальня." (Из статьи " Дивеевские чудеса исцеления).

Совершив омовение в Явленном источнике, испив целительной святой водицы, поклонившись святыням Покровской церкви села Кременки, наши паломники направились в Дивеевскую обитель.

Прибыв в Свято-Троицкий Серафимо Дивеевский женский монастырь, паломники направились в Троицкий собор, где помолились перед ракой преподобного батюшки Серафима, поклонились и приложились к его святым мощам. Затем отправились к Канавке Божией Матери, прошли по ней с молитвой «Богородице Дево, радуйся!». В почитании Божией Матери русским народом есть особая любовь и надежда на всесильное Ее Материнское заступничество перед Богом.

Побывав цветущим маем у батюшки Серафима, в его обители, нашим паломникам в полной мере удалось насладиться благодатью, красотой и благоуханием Святого удела.
Поблагодарив батюшку Серафима за то, что позвал к себе в Дивеево, наши пилигримы еще раз поклонились ему и поехали домой, где их встретил у родного храма сам батюшка Серафим.