ТАИНСТВО БРАКА
Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт.1:28).
Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт.2:24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:4—6)
Св. апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви» (Еф.5:31—32). Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу.
«Мужья», говорит апостол Павел, «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя (Еф.5:25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:22—23).
Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.
Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа Церкви Христовой.
Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф.19:11—12; 1 Кор.7:8, 9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.).
О браке, "Закон Божий" прот.С.Слободского
Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов Апостола Павла:оставит человек отца своего и матеръ, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (и будут двое одна плоть). Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5,31-32).
Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. О6 этом именно сказал Господь Иисус Христос: «Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий (кто может) вместити, да вместит» (Мф. 19,11—12). И Апостол говорит: «Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают (если не могут воздержаться, пусть вступают в брак)… Не оженивыйся печется (заботится) о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене... Вдаяй браку (выдающий замуж) свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит» (1 Кор. 7,8-9, 32-33,38).
См. ПРОСТРАННЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ КАТИХИЗИС ПРАВОСЛАВНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ, СОСТАВЛЕННЫЙ МИТРОПОЛИТОМ ФИЛАРЕТОМ (ДРОЗДОВЫМ)
Чинопоследование Таинства Брака
Обручение
- Вынос Святых Креста и Евангелия из алтаря.
- Благословение жениха и невесты, совершаемое священником зажженными свечами.
- Каждение брачующихся.
- Возглас священника: «Благословен Бог наш...».
- Мирная ектения (молитвенные прошения).
- Молитвы на обручение.
- Обручение.
- Заключающая молитва.
- Сугубая ектения.
Венчание
- Чтение 127-го псалма.
- Переход священника с брачующимися из притвора в центр храма.
- Слово поучения к венчающимся.
- Вопросы о желании вступления в брак.
- Возглас священника: «Благословено Царство...».
- Мирная ектения.
- Три молитвы о сочетающихся браком.
- Возложение венцов.
- Тайносовершительная молитва Венчания: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».
- Прокимен, Апостол, Евангелие.
- Краткая сугубая ектения.
- Молитва.
- Просительная ектения.
- Пение молитвы «Отче наш...».
- Благословение и общая чаша вина жениху и невесте.
- Хождение вокруг аналоя с пением тропарей.
- Снятие венцов.
- Две молитвы.
- Отпуст.
- Молитвы восьмого дня на разрешение венцов.
Препятствия к церковному браку
- Некрещеный избранник (избранница)
- Иноверчество одного из супругов
- Родство супругов (кровное, «свойское», духовное («кумовство»), усыновление)
- Несовершеннолетие
- Обет монашества
- Священный сан
- Принуждение
- Нерасторгнутый и неразвенчанный предыдущий брак
- Виновность в расторжении предыдущего брака
- Четвертый брак
- Физическая и духовная неспособность к браку (неспособность к брачному сожитию, душевная болезнь, лишающая человека возможности свободно проявлять свою волю), недееспособность из-за психического расстройства.
Что необходимо иметь при себе
- нательные крестики (у всех присутствующих на Таинстве!),
- свидетельство о браке,
- обручальные кольца,
- иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы для благословения,
- венчальные свечи,
- белые платочки для свечей,
- рушник венчальный,
- фата или косынка, накидка или болеро для невесты,
- желательно приобрести в церковной лавке кагор для Таинства Венчания.
Всем присутствующим на Таинстве быть одетыми подобающе храму (женщины с покрытой головой и плечами, в платьях или юбках за колено, мужчины - в брюках), перед Таинством не курить и не употреблять спиртное, в храме вести себя благоговейно, молча, присматривать за детьми и вывести их, если они шумят. Фотографирование с благословения священника.
Огласительные (подготовительные) беседы в нашем храме по пятницам в 17-30.