Божественная литургия 18 февраля 2024 года

Божественная Литургия в Неделю о Закхее. Служил настоятель храма иерей Андрей Маношкин. Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таин.
...
Неделя перед Неделей о мытаре и фарисее в богослужебном уставе не имеет особого обозначения, но часто именуется Неделей о Закхее — на ней заканчивается период пения Октоиха. Евангельское чтение выделяет символичность этой недели ввиду близости Великого поста. Закхей явил пример деятельного покаяния, решив, что половину имения отдаст нищим, а всем, кого обидел, воздаст вчетверо (Лк. 19:8). Спаситель говорит Закхею, залезшему на дерево: «Закхее, потщався слези (то есть сойди скорее): днесь бо в дому твоем подобает Ми внити» (Лк. 19:5). По слову святителя Николая Сербского, схождение Закхея ко Христу — образ духовной работы: «когда ум человеческий сойдёт в сердце и, в сердце омывшись слезами, потянется к Богу Живому, тогда сердце становится местом сретения Бога с человеком».

Название Недели о Закхее, как и последующих недель, уже являющихся подготовительными к Великому посту, связано с библейскими чтениями в эти дни (в Неделю о Закхее — зачало Евангелия от Луки 19:1—10). В Древней Церкви, когда гимнография церковного года ещё не была создана, основу христианского богослужения составляли Библия и корпус молитв, которые затем вошли в Служебник и Требник. Праздники — памяти новозаветных событий — отмечались определёнными библейскими чтениями. Впоследствии развилась гимнография — тропари, каноны и так далее. Триодный цикл включает в себя жёстко фиксированную систему чтений: начиная от чтения о мытаре и фарисее в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивая чтением в Неделю всех святых. За пределами триодного цикла находится круг рядовых чтений на церковный год. Эта оставшаяся часть года — от Недели всех святых до недели о Закхее — имеет разную продолжительность, так как зависит от дат празднования Пасхи, но Неделя о Закхее всегда является завершением периода Октоиха.