Воскресная Литургия в день памяти первых русских святых, младших сыновей равноапостольного князя Владимира — Бориса и Глеба (в Крещении — Роман и Давид). Братья озарили историю Руси подвигом смирения, жертвенности и братолюбия. Незадолго до кончины князь Владимир призвал сына Бориса в Киев и отправил его с войском на печенегов. Однако старший сын князя Святополк после смерти отца занял киевский престол и решил расправиться с братом. Не желая междоусобной распри, Борис по возвращении распустил войско и принял смерть от подосланных убийц, которые пронзили его копьями, когда он молился в шатре за утреней. Глеба постигла та же участь. Зная о гибели Бориса, он предпочел смерть войне с братом. Сам Святополк, прозванный Окаянным, был разбит Ярославом Мудрым и кончил дни в бесславном изгнании. Святые же братья стали небесными защитниками Руси.
Богослужение совершил настоятель иерей Андрей Маношкин. Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таин. Всем вам, родные, хорошего настроения и доброго завершения воскресного дня!
✽✿✽•°”˜”°•✽✿✽
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20).
Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).
Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис.
Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.