Покаянный канон. День четвертый: своими страстями я сделался сам для себя истуканом (идолом)....
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы услышали четвертую, заключительную часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Первые четыре дня начавшегося поста нашему слуху были представлены образы великих грешников: и покаявшихся, и не раскаявшихся. Мы также много слышали о покаянии, раскаянии, Божественной любви и милосердии, но главный образ, о котором, наверное, было сказано наибольше – это образ греха.
Несомненно, мы хоть однажды в жизни задавались одним очень важным вопросом: в чем заключается источник греха? Почему люди грешат и творят зло? Ведь даже святой апостол Павел в послании к Римлянам говорит о себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:19-24). Точно так же и мы, хоть и осознаем, что тот или иной поступок – это грех, но все-таки совершаем его; мы осознаем, что грешники, но, к сожалению, продолжаем оставаться такими же, не желая что-либо менять.
В поисках ответа, где же источник зла, можно с уверенностью сказать, что источником греха являются нечистые силы. По словам апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12), то есть – против бесов. Известны многочисленные примеры из житий святых, когда бесы искушали подвижников, представляя им всевозможные поводы к падению. Но, в то же время, известно, что зачастую источником грехов и страстей являемся мы сами. Святой апостол Иаков замечает: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1:13-14). Данные слова можно растолковать следующим образом: бесы знают только наши слабости, знают, на что можно нас поймать, но заставить согрешить они не могут, ведь человек – существо свободное. По очень меткому сравнению подвижника IV века, бесы подобны опытным врачам, которые сразу же могут поставить своему пациенту точный диагноз. Будучи такими опытными «психологами», бесы знают перед какой именно страстью человек не сможет устоять и всячески склоняют к ней. Если не подходит страсть сребролюбия, − склоняют к блуду, если и блуд не подходит, тогда направляют мысли к зависти, и так до тех пор, пока не прощупают слабое место. И в результате, человек, по наущению злых сил, начинает служить собственной страсти, которая с каждым новым проявлением поглощает его все больше и больше.
В сегодняшнем каноне звучали слова: «Самоистукан бых страстьми», которые на наш язык можно перевести следующим образом: своими страстями я сделался сам для себя истуканом (идолом). Основной смысл данного выражения заключатся в том, что погружаясь в страсти и грехи, мы, на определенном этапе нашей жизни, начинаем воспринимать себя в качестве самого главного в этом мире существа, как некий «центр Вселенной» и, в то же время, как существо, абсолютно автономное и ни от кого независящее. А начиная так воспринимать, мы, в итоге, наоборот, становимся самыми слабыми, незащищенными и уязвимыми существами.
Одна из десяти заповедей, данных Богом Моисею, гласит: «Не сотвори себе кумира» (Исх. 20:4). В нынешнее время, когда язычество уже практически нигде не практикуется, за исключением некоторых далеких племен, эта заповедь казалось-бы утратила свое значение. Но это совершенно не так. Все, сказанное Богом, – актуально на все времена. И заповедь о несотворении кумира касается непосредственно каждого, ибо очень часто мы становимся некими кумирами для самих себя, начиная служить собственным страстям и порокам. И преподобный Ефрем Сирин указывает, как не стать идолом самого себя, давая бесам повод радоваться нашим падениям. В его молитве мы обращаемся к Богу: «Господи и Владыко живота моего», а несколько далее: «Ей, Господи, Царю». Этими словами преподобный как-бы обращает наше внимание, что только Бог, будучи Творцом и Царем, заслуживает полонения и почитания, помимо Его никаких кумиров не должно быть, и тем более кумиров, сделанных из самих себя.
В Священном Писании диавол именуется «князем мира сего» (Ин. 12:31), и эти слова исходят из уст Самого Спасителя. По мнению преподобного Симеона Нового Богослова, в указанных словах Христа Спасителя под «миром» подразумевается не весь тварный космос, ибо действительно, его Творцом и Царем является только Бог. Диавол же именуется «князем мира» лишь в том смысле, что в этом мире есть живущие по закону диавола и поддавшиеся на его соблазн. Святой апостол Петр утверждает: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19). А поэтому, если человек принимаем законы диавола, значит он его раб, значит он в его власти, причем находится в таком положении добровольно. Диавол не настоящий царь мира, но у него есть люди, которые служат ему, и совершается это служение через угождение собственной похоти, страстям и порокам.
Только Христос Спаситель может освободить нас от такого рабства, ведь «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Своим грехопадением человек подверг себя власти диавола, а через него – власти смерти и тления. И чтобы спасти человека, разрушив довлеющую над ним силу греха и смерти, Сам Бог становится человеком, причем не просто становится, но и умирает как человек, дабы искупить всех подвластных закону смерти. Так, в одном из песнопений Великой Субботы сказано, что Христос пришел в мир для того, чтобы призвать грешников, но поскольку многие из них ко времени Его пришествия уже умерли, то Он настолько смиряет Себя, что сходит за ними даже в ад, чтобы дать возможность каждой душе на спасение и обожение.
Православная вера учит, что каждый человек – это создание Божие и в каждом человеке есть то, что святыми отцами называлось «частичкой Божества», «Божественной искрой», − это то, что делает нас подобными Богу, и прежде всего – это свобода. Бог, будучи абсолютно свободным, создавая Свое высшее творение – человека – наделяет его также свободой. Он это делает, чтобы стремление твари к Творцу было не принудительным, а свободным. Так вот, этот дар свободы как раз и является главным оружием против грехов.
Человеческая свобода действительно существует, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Так, апостол Павел пишет: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти» (Гал. 5:13). По словам святого апостола, мы призваны стать храмами Духа Святого, а не какими-нибудь идольскими капищами, над которыми властвуют нечистые духи. Господь сотворил нас, чтобы мы радовались жизни и прославляли Его. Некто из святых отцов однажды заметил: «Господь сотворил весь мир в великой красоте, дабы сама эта красота видимого мира прославляла Творца». Следовательно, все созданное Богом, создано, чтобы прославлять Своего Творца.
И мы, дорогие братья и сестры, также должны непрестанно прославлять Имя Божие. На поприще Великого поста, наши слова молитвы чаще всего обращены покаянным призывом к Богу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Но и этот покаянный призыв также должен закончиться славой Божьей, ведь каждый начавший этот Великий пост, в завершении должен воскликнуть: «Слава Тебе, Боже, соделавшему наше спасение». Аминь!
(Проповедь ректора Киевской духовной академии епископа Сильвестра Стойчева)