15 марта в помещении филиала по г. Дзержинск ФКУ УИИ ГУФСИН России по Нижегородской области (Управления по исполнению наказаний) настоятель храма в честь прп. Серафима Саровского иерей Андрей Маношкин провел беседу с осужденными к наказаниям, не связанными с изоляцией от общества. Темой беседы была «Профилактика терроризма». Главная мысль беседы - причиняя боль другому свою боль не заглушишь.
Отец Андрей вспомнил историю одного очень важного, значительного по должности и положению в обществе, и в тоже время несчастного, презираемого всеми человека из города Иерихона - начальника мытарей Закхея - сборщика налогов.
Этому «большому» человеку (хотя в жизни Закхей был мал ростом) посчастливилось встретиться с Иисусом Христом в своем родном городе, когда тот проходил мимо. Сквозь толпу низкорослому мытарю не было видно Господа, а желание было столь велико, что он забрался на дерево. И когда Иисус увидел его, Он сказал: Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5), — и Закхей принял Христа с радостью. Фарисеи, и не только фарисеи, роптали на Господа и говорили, что Он пришел в дом к грешному человеку.
Если мы всмотримся в самих себя, то обнаружим, что у нас такой любви, такого желания встречи с Богом нет.
Так в жизни мы часто ставим себе пределы и этим отличаемся от святых, которые своей решимостью снискали истинное членство в Церкви Христовой. А Закхей сначала проявил «крутую» решимость и откликнулся на слова Господа. И после этих его действий пришла благодать, а дальше он опять действовал сам. И он сказал Иисусу: Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8). Здесь тоже речь идет о нас, о нашем выборе: копить свое или отдать нищим. Для этого не обязательно быть человеком богатым в плане денег. Каждый применительно к себе может подумать, в какой степени он дает то, что может давать, и в какой степени он замыкается на том, что имеет.
Вот, как много зависит от человека.
Также батюшка рассказал осужденным о покаянии благоразумного разбойника, который стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых. Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы, но одного лишь искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения оказалось достаточно, чтобы он удостоился вечных благ.
Еще одну историю поведал священник сбившимся с пути людям: она повествует эпизод из жизни прп. Паисия Святогорца, которая открывает много того, о чем постоянно учат нас Святые отцы — истина только у Бога. А мы, немощные, как нам кажется, отстаиваем свою «истину», которая очень часто с Божьей не совпадает.
На Святой Горе был один монах, который жил в Карее. Пил каждый день, а выпив, становился причиной скандалов с паломниками. Когда умер, группа верующих поспешила к старцу Паисию Святогорцу поделиться радостью о том, что, наконец, проблема отпала.
О. Паисий ответил им, что знает о смерти монаха и видел как все ангельское воинство пришло забрать его душу.
Паломники недоумевали и выказывали недовольство. Один из них просил старца объяснить, о ком точно он говорит, думая что старец их не понял.
Старец Паисий рассказал им следующее:
Именно этот монах родился в Малой Азии, незадолго до Катастрофы. Чтобы не оставлять младенца дома одного, родители брали его с собой на уборку урожая, а чтобы не плакал и их не вычислили, добавляли немного крепкого алкоголя в молоко, так он засыпал. Из-за этого, когда он вырос, пристрастился к алкоголю. Врачи ему посоветовали не создавать семьи, так он оказался на Афоне и стал монахом. Там он нашел старца и поведал ему, что алкоголик. Старец определил ему правило: «совершать поклоны и творить молитвы ко Пресвятой Богородице с просьбой сократить количество алкоголя на одну рюмку». После года борьбы и покаяния ему удалось снизить меру выпивки с 20 до 19 рюмок в день. Борьба продолжалась и за все годы он достиг уровня 2-3 рюмок в день.
Люди годами видели лишь монаха-пьяницу и скандалиста, а Бог видел, как сражается воин с большим рвением и усердием на преодоление страсти.