В помощь брачующимся

ТАИНСТВО БРАКА

    Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

    Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт.1:28).

    Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт.2:24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:4—6)

    Св. апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви» (Еф.5:31—32). Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу.

    «Мужья», говорит апостол Павел, «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя (Еф.5:25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:22—23).

    Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.
    Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа Церкви Христовой.

     Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф.19:11—12; 1 Кор.7:8, 9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.).

О браке, "Закон Божий" прот.С.Слободского

Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов Апостола Павла:оставит человек отца своего и матеръ, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (и будут двое одна плоть). Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5,31-32).

Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. О6 этом именно сказал Господь Иисус Христос: «Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий (кто может) вместити, да вместит» (Мф. 19,11—12). И Апостол говорит: «Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают (если не могут воздержаться, пусть вступают в брак)… Не оженивыйся печется (заботится) о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене... Вдаяй браку (выдающий замуж) свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит» (1 Кор. 7,8-9, 32-33,38).


См. ПРОСТРАННЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ КАТИХИЗИС ПРАВОСЛАВНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ, СОСТАВЛЕННЫЙ МИТРОПОЛИТОМ ФИЛАРЕТОМ (ДРОЗДОВЫМ)

Чинопоследование Таинства Брака

Обручение

  • Вынос Святых Креста и Евангелия из алтаря.
  • Благословение жениха и невесты, совершаемое священником зажженными свечами.
  • Каждение брачующихся.
  • Возглас священника: «Благословен Бог наш...».
  • Мирная ектения (молитвенные прошения).
  • Молитвы на обручение.
  • Обручение.
  • Заключающая молитва.
  • Сугубая ектения.

Венчание

  • Чтение 127-го псалма.
  • Переход священника с брачующимися из притвора в центр храма.
  • Слово поучения к венчающимся.
  • Вопросы о желании вступления в брак.
  • Возглас священника: «Благословено Царство...».
  • Мирная ектения.
  • Три молитвы о сочетающихся браком.
  • Возложение венцов.
  • Тайносовершительная молитва Венчания: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».
  • Прокимен, Апостол, Евангелие.
  • Краткая сугубая ектения.
  • Молитва.
  • Просительная ектения.
  • Пение молитвы «Отче наш...».
  • Благословение и общая чаша вина жениху и невесте.
  • Хождение вокруг аналоя с пением тропарей.
  • Снятие венцов.
  • Две молитвы.
  • Отпуст.
  • Молитвы восьмого дня на разрешение венцов.

Препятствия к церковному браку

  • Некрещеный избранник (избранница)   
  • Иноверчество одного из супругов    
  • Родство супругов (кровное, «свойское», духовное («кумовство»), усыновление)    
  • Несовершеннолетие    
  • Обет монашества   
  • Священный сан    
  • Принуждение   
  • Нерасторгнутый и неразвенчанный предыдущий брак   
  • Виновность в расторжении предыдущего брака  
  • Четвертый брак
  • Физическая и духовная неспособность к браку (неспособность к брачному сожитию, душевная болезнь, лишающая человека возможности свободно проявлять свою волю), недееспособность из-за психического расстройства.

Что необходимо иметь при себе

  • нательные крестики (у всех присутствующих на Таинстве!),
  • свидетельство о браке,
  • обручальные кольца,
  • иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы для благословения,
  • венчальные свечи,
  • белые платочки для свечей,
  • рушник венчальный,
  • фата или косынка, накидка или болеро для невесты,
  • желательно приобрести в церковной лавке кагор для Таинства Венчания.


    Всем присутствующим на Таинстве быть одетыми подобающе храму (женщины с покрытой головой и плечами, в платьях или юбках за колено, мужчины - в брюках), перед Таинством не курить и не употреблять спиртное, в храме вести себя благоговейно, молча, присматривать за детьми и вывести их, если они шумят. Фотографирование с благословения священника.

 

Огласительные (подготовительные) беседы к Таинству Венчания в нашем храме можно пройти в воскресенье в 13:30 или в четверг в 18:00.